Новости

Как на горном велосипеде в космос попасть? Часть 1
 

Как на горном велосипеде в космос попасть? Часть 1

И не потеряться на бескрайних мировых трассах

Орловская область заехала в спортивный сезон 2020-го года на велосипеде. Да не традиционном шоссейном, а на горном. Первыми соревнованиями после долгого перерыва в нашем регионе стали гонки этапа «Red Bike Cup». О том, как оно было и о маунтинбайке вообще – наши отчаянные ветераны Юрий Исаев и Юрий Шкуренко.

- Что участники говорят об «Орловской двухдневке»?

Первым в разговор вступает Юрий Исаев. В этом году он в заездах не участвовал, а остался наблюдать и помогать участникам на трассе. Ну и посмотреть на турнир со стороны всегда полезно.

- На 90 процентов прошло все хорошо. Но были и небольшие косячки. К примеру, на втором дне (марафонском – прим. авт.) нам разметку трассы местные жители сняли. К сожалению, это бывает почти каждый год. А у нас не хватает мощностей. По-хорошему, надо ставить везде волонтеров, чтобы они все контролировали. Мы платили волонтерам в этом году по одной тысяче рублей. И даже так не могли найти людей, чтобы они день постояли, последили за разметкой. Ну и соревнования посмотрели. Очень трудно на самом деле. От прошлогодних наших помощников осталась только половина. Год такой нестандартный: кто-то уехал, у кого еще какие-то проблемы. А так – турниру можно поставить «4+». Эмоции, конечно, положительные. Нам с погодой повезло. А от нее многое зависит. Был бы дождь – пришлось бы трассу менять, что-то сокращать. И, естественно, впечатления были бы другие. У нас как-то всегда получалось, что дождь вносил нам коррективы: то он ночью пройдет, накануне старта, то прямо перед стартом начнется, во время гонки.

Продолжает разговор Юрий Шкуренко. Он в этом году на «Орловской двухдневке» завоевал две награды: золото и бронзу. Мог и бы марафон выиграть, но подвела техника. Дважды пришлось останавливаться из-за небольших неполадок велосипеда. 

 - Я называю нашу трассу «Место, где закаляется сталь». Были в Европе Юрием Николаевичем (Исаевым), подобных трасс по сложности не встречал. На этих четырех километрах (речь о трассе первого дня, кросс-кантри – прим.авт.) мы уместили много техники, подъемов.

- Вы намеренно сложную трасу делали или так получилось?

Слово взял Юрий Исаев.

- Намеренно. Я вообще считаю, что трассы должны быть разные. Спорт развивается, но мы, честно говоря, сильно отстаем. В Европе средний уровень любительского маунтинбайка гораздо выше, чем у нас. Победитель в категории «50+» в Испании выиграл бы всю нашу «элиту» с огромным отрывом. А лучшие в категории «40+» - вообще, наверное, в космос улетели бы! У них гораздо больше массовых мероприятий. Если для европейского спортсмена участие в заезде с количеством участников больше 1000 человек – обычное дело, у нас ни одного подобного нет. Мы специально ездили в Чехию на трассу, где проводятся этапы Кубка Мира, Чемпионат мира. Посмотреть, что за трасса, чему можно там научиться у них. После этого у нас появились каменные секции. Там тоже рукотворные секции каменные, привезены, сложены в лесу.

- Юрий Николаевич, как думаете, почему экстремальный велоспорт все-таки не так популярен в нашей стране, как другие виды?

— Это идет от общего уровня развития страны. И зависит не только от желания, но и от возможностей. Маунтинбайк – довольно дорогой вид спорта. Велосипед, его обслуживание, тренер, сборы. Поездки на соревнования опять же. У нас не все это могут себе позволить. Поэтому у нас выбирают те виды спорта, которые не требуют больших затрат. Это одна из сторон. Второе – это общий уровень отношения к велосипедистам в стране. У нас реально опасно ездить на велосипедах по дорогам общего пользования. Многие сильные российские спортсмены пытаются уехать, тренироваться в Европе. У нас для многих водителей велосипедист на дороге – это препятствие, от которого надо избавиться. Считают, что велосипедисты ездить по дорогам не должны. Культуру взаимоотношения на дороге надо воспитывать. И на это требуется много времени.

- От чего зависит воспитание этой культуры?

К разговору подключается Юрий Шкуренко

- Как за рубежом обучают вождению водителей автобусов? Их сажают на велосипед, они едут по обочине. Мимо них проносится фура со скоростью 100 километров. Делается это для того, чтобы они понимали, как себя чувствует велосипедист на дороге.

- Юрий Николаевич, а вы что скажете?

-  В Европе штрафы большие. Допустим, в Испании есть знак – машина не может приближаться к велосипедисту ближе, чем на 1,5 – 2 метра. Если тебя сфотографируют, что ты приблизился ближе – тебе грозит большими штрафами. Велосипедист в Европе занимает полноценное машиноместо. Никто тебе не будет сигналить, чтобы ты уехал на обочину и пропустил. Будут ехать за тобой. В России становится лучше. Но это от того, что какая-то государственная политика. Это скорее от того, что люди стали ездить больше, видеть, как оно может быть. Из-за этого немного все меняется. Каких-то целенаправленных программ в плане развития велоспорта у нас крайне мало. Но развитие велодвижения неизбежно. Есть вещи, которые происходят, хотим ли мы этого или нет. Это нормально. Можно посмотреть на опыт соседних стран. Мы все равно к этому идем. Это активный образ жизни, который решает многие вопросы со здоровьем. Это хорошее занятие для молодежи и не только. Плюсов очень много. Рано или поздно мы к этому придем. Вопрос только в том, сколько времени на это потребуется.

- Какие планы у вас, как у организаторов «Орловской двухневки»? Юрий Алексеевич, расскажете?

 - Первое, чтобы мы сейчас хотели сделать – легализовать наши трассы. Ту, что в Андриабужском лесу. У нас еще есть трасса в Медведевском лесу. Хотим, чтобы все было официально. У нас нет соглашения о землепользовании. У каждого лесопарка есть статус, но в их статус велодвижение не вписывается. Вот мы сейчас пытаемся через Дениса (Меньшова – руководителя региональной федерации велоспорта – прим.авт) сделать эти трассы официальными.

- А что нужно сделать?

- Федерация должна заключить договор, в котором будут прописаны условия существования трассы. Но это делается, к сожалению, не так быстро. Один из вариантов – создать некоммерческую организацию, сделать небольшие членские взносы. И уже этой некоммерческой организации участвовать в различных грантах. Подобные примеры есть у соседей. Наши коллеги из Белгорода и Липецка уже выигрывали гранты. В Белгороде в 2017-м получили на трассу четыре миллиона.

- Класс! А еще какие планы?

- Хотелось бы открыть школу маунтинбайка. У нас есть шоссейная школа, да. Но не маунтинбайка. У нас есть кому преподавать. Чтобы при школе и сервис был велосипедный. Чтобы детки лет с 4-х уже начинали заниматься. Ну и если уже совсем в космос смотреть…

- Ну вы же Гагарин!

- Хотелось бы комплекс подготовки по МТБ. Закрытый трек, кольцо. Уже вижу, как кто-то гоняет на треке, кто-то прыгает в поролоновую яму. Это серьезные вложения. Это все госпрограммы. В Ижевске вот такой трек есть. В Саранске есть. Мы тоже хотим. Пусть государство чуть меньше ворует, пусть государство чуть больше нам даст. Но это же все опять же необходимо делать через всероссийскую федерацию, а там все очень глухо. Надо болото шевелить! Все, что там происходит – это кошмар!

- Кстати, а почему вы Гагарин?

- Причин две. В детстве мы хотим стать кем-то. Отец мой мечтал стать летчиком. По здоровью не получилось поступить в летное училище. Вот, хотел чтобы у меня получилось. Я ж Юрий Алексеевич. И родился почти не в день космонавтики – не 12-го, но 18-го апреля. Отмечаем оба праздника *смеется*. Вот, подумываю себе кепку сделать с логотипом «Gagarin».

 - С нашей российской федерацией всероссийской очень трудно работать, - продолжает тему Юрий Исаев. Если с нашей орловской все замечательно, сейчас у нас президент Денис Меньшов. Что от него надо, какая помощь – он всегда помогает. Российская же федерация – это такое болото! Без участия Дениса Меньшова не было бы и в 2014-м году Чемпионата России среди любителей и ветеранов Пару лет назад мы опять пытались согласовать здесь проведение такого же турнира. Но не смогли. Со своими претензиями они тогда дотянули до самого старта. На самом деле нужно было дело решать вопрос с ними финансово. Я не захотел, Дениса в те дни в России не было. Продавить не получилось. В итоге в тот год и в следующий, Чемпионата России среди любителей и ветеранов не было в принципе. Никто не взялся проводить. И это печально, конечно. Да и сейчас ничего в большом случае не поменялось. После тех попыток я решил, что больше не буду связываться с федерацией, официальный статус чемпионата получать. Но за счет любителей – любительское движение очень сильно. Они могут сорганизоваться и провести интересное мероприятие.

Часть вторая

 

 Фото: соцсети Юрий Исаев, Юрий Шкуренко, Алексей Бородин

Комментарии

Добавить комментарий