Репортажи

Что в «аптечке» у спортивного психолога?

Что в «аптечке» у спортивного психолога?


Разбираемся в самой «тонкой» теме подготовки атлетов.

Вместо эпиграфа

Всероссийский турнир по художественной гимнастике.

Разминка. Разговор тренера с крохой-подопечной лет шести:

- У тебя со зрением все в порядке?

- Да.

- Точно?

- Да.

Переходя на крик:

- Тогда объясни мне, какого черта ты зашла за линию?!!

Этот случай я видела своими глазами. Ни для кого не секрет, что спорт - это нагрузки. Им подвержены и тренеры, и спортсмены. И речь здесь идет не только о работе тела. Большую роль в спорте играет психологический настрой.  Любая мелочь может перечеркнуть все приложенные усилия. Помочь справляться с моральными нагрузками призваны спортивные психологи. Профессия эта в России нераспространенная. До сих пор многие жители нашей страны не понимают, чем занимается обычный психолог, что уж говорить о спортивном. Путают россияне этого специалиста и с психиатром, и с учителем, и со знахарем.

Для Орла профессия спортивного психолога совсем редкая. Вот, например,  Ульяна Пашкова уже семь лет работает тренером по  психологической подготовке школы «Орел-Карат». Результаты работы налицо – наши каратисты с завидным постоянством привозят медали и кубки с соревнований уровня России, Европы и мира.  Я встретилась с Ульяной и попросила прокомментировать несколько историй из разных видов спорта, чтобы понять, что же такого необычного хранится в «аптечке» спортивного психолога и есть ли что-то подобное в арсенале обычных тренеров.

История первая. Женский бокс.

Орловчанка Юлия Додыкина выступала в на крупном  турнире по боксу в Курской области.  В результате закрытой жеребьёвки ее первой соперницей стала местная спортсменка. А судьей в ринге, по словам тренера Юлии Дмитрия Селецкого, оказалась подруга курской девушки. Поединок проходил на равных, но после очередного точного удара, который нанесла Додыкина, судьи открыли ей счет, а потом и вовсе отдали победу в бое хозяйке ринга. С решением рефери не были согласны ни тренер орловчанки, ни зрители.  Переживала судейскую несправедливость и сама Юля – перестала ходить на занятия. Первые две недели после соревнований тренер ее не беспокоил. Потом начал звонить и говорить на сторонние темы несвязанные с боксом. Убеждал, что главное при занятиях спортом – здоровье. Говорил, что друзья беспокоятся за нее и скучают. Через некоторое время спортсменка вернулась к тренировкам  и сейчас успешно продолжает заниматься и выступать на турнирах.

 - Хочу здесь выделить очень важный момент: «Тренер начал говорить с ней на темы, не связанные с боксом». Ситуация была воспринята девушкой как личное оскорбление, ее «засудили», т.е. она испытала унижение, а не просто проиграла бой.  Эта история еще раз подтверждает то, что у женщин в спорте сильнее внутренняя мотивация.  Для них очень важны также социально-эмоциональные факторы. Вдобавок, может быть,  кто-то Юле когда-то сказал «Будешь выигрывать – будешь крутой!». Она видит, что на нее надеются, в нее верят, считает, что ее оценивают по ее спортивным результатам. И вдруг такое фиаско. Получается, под сомнением ее авторитет, личностные достижения и успешность!

Почему она потом не появлялась на тренировках? У спортсменов так часто бывает, что они распространяют результаты выступления на соревнованиях на остальную жизнь.  Таким я всегда говорю примерно следующее:  « Что такое спорт? Это твоё личностное развитие и физические изменения, которые с тобой происходят. Что дает тебе спорт? Здоровое тело, специальные умения, награды. Все остальное: успех у сверстников, гордость родителей, похвала тренера – сопутствующее. Это не прямая цель и не прямой итог». Судя по всему, такой же разговор был и у этого тренера со своей подопечной. Он интуитивно почувствовал, что сразу после соревнований с ней лучше не разговаривать об этом. Он оставил Юлю самостоятельно пережить полученный негативный опыт.  А потом в разговоре постарался снизить остроту ситуации. Указал, что никто вокруг ее не осуждает, что родным и друзьям она важна, прежде всего, как человек. Прием сработал – значит, он правильный.

История вторая. Художественная гимнастика.

В детстве член сборной России по художественной гимнастике Юлия Бравикова боялась выступать на всероссийских соревнованиях, ее буквально трясло на турнире «Юный гимнаст». Тренер спортсменки Ольга Бахарева придумала такой выход из ситуации: когда она видела, что девочка становилась полностью невменяемой, отводила подопечную в зрительный зал посмотреть на соперниц со стороны судей. Этот трюк вместе с разговорами на тему «Ну и кого ты здесь боишься? Что они делают такого, чего не можешь делать ты? Судьи не тети с рогами, они все хотят увидеть красоту – выступи так, чтобы им понравилось» дали результат. Юля поняла, что ей нужно работать на судей, делать такие штучки, которые никто не делает, что нужно срывать  аплодисменты зрителей. В итоге это понимание помогло спортсменке выиграть много всероссийских соревнований, а в 2014 году стать чемпионкой Европы среди юниоров в упражнениях с обручем и командном многоборье.

- Если спортсмен чувствителен к эмоциональной поддержке, то ему важно ободрение тренера. Это, правда, помогает. Очень хороший вариант с наглядностью. Спортсмен должен увидеть и почувствовать то, что он сильнее и способен победить. Здесь тренер также говорит и о судьях. Правильное замечание. В любом виде спорта есть так называемый «фактор судей». И атлет должен уметь его контролировать. Приведу пример из каратэ. На соревнованиях есть четыре боковых судьи. В процессе поединка спортсмены постоянно двигаются. И вот если в момент удара они расположились по диагонали, то удачное действие спортсмена  в лучшем случае смогут оценить только двое судей. А то и вовсе один. Спортсмен чувствует, что попал, но ему откидывают только один флажок, а надо минимум два. Ошибка спортсмена в том, что он выбирает неправильный ракурс. Нужно немного развернуться, чтобы его видели сразу два-три рефери.

Почти уверена, что в той же художественной гимнастике тренеры и спортсмены обмениваются информацией о судейских предпочтениях. Улыбка, стойка, начальный элемент –  у каждого рефери свои предпочтения. И это никакое не влияние. Наоборот, это признание судей важными участниками спортивной ситуации. Они обладают мнением, которое нужно учитывать при выступлениях. Судьи могут совершать ошибки, но последнее дело атлету жаловаться на это. Лучше подумать, как он может повлиять на ситуацию спортивным образом.

История третья. Футбол.

Мужская футбольная сборная ОГУ им. Тургенева принимает участие в Национальной студенческой футбольной лиге. Год назад в рамках первого мини-турнира НСФЛ в Крымске орловцы проиграли во всех трех играх с общим счетом 0:10. Их тренер Валерий Ноздрин потом скажет: "Не справились с шоком от поражения в стартовой встрече не самому сильному сопернику - подмосковному МФТИ". Ругать своих подопечных коуч тогда не стал, а отправил на море (благо ехать до него было не больше сотни километров) отключить мозги.  А дальше парни  сами себя замотивировали на продолжение борьбы. Следующие три матча НСФЛ орловцы проводили дома и поспорили сами с собой:  если не наберут  максимальные девять очков, то побреются наголо всей командой. Первые два матча они выиграли. По ходу третьей встречи орловцы уступали в счете, потом  сумели выйти вперед, но уже в добавленное время их оппоненты добились ничьей, реализовав пенальти.  Набрав семь очков вместо девяти, наши футболисты честно побрились наголо, прогремев в этой историей не только на весь город, но и на всю страну.

- «Ругать своих подопечных коуч тогда не стал» – разумное решение.  Итог игры  складывается из многих составляющих. Сюда входит  и уровень подготовки соперника. Они же не просто постоять выходят! Готовятся и технически, и физически.  Отмечу, что спортсмены среди прочего должны уметь контролировать соперника. Для этого нужно готовиться к встрече с определенным противником. Об опыте анализа противников нам рассказывал известный тренер Антонио Олива Себа - в этом году он третий раз подряд проводил семинар в «Орел-Карате». Так вот, вместе с испанской сборной на каждый турнир приезжает по три-четыре тренера. Один  занимается подготовкой спортсменов, а  другие смотрят бои потенциальных соперников, оценивают, составляют планы возможных поединков. К моменту выхода на татами у спортсмена уже есть несколько вариантов действий Это очень хороший прием.Тренеры не должны требовать от спортсменов абсолютного творчества а потом ругать за результат. Чего делать, повторюсь, не стоит.  Как  и  безосновательно хвалить, кстати. Критиковать можно только за что-то конкретное: поступки, действия, решения. Но беседа должна быть продумана, основана не на эмоциях, а на фактах. В этом очень помогает статистика. В игровых видах спорта с этим, по-моему, вообще никаких проблем нет. Статистика делает критику менее болезненной и максимально полезной. Анализ матчей помогает детально разобрать ошибки и прописать подробную работу для каждого игрока.

Что до конкретной ситуации, то здесь видно, что тренер доверяет своим игрокам. Понимает, что его подопечные и без его нотаций несут ответственность за результат. И правильно делает, что не давит лишний раз на индивидуальные ошибки. Это надо делать только с теми, что не отдает себе отчет в том, что происходит. А если футболисты  и так все понимают, то  нужно только помочь им пережить происходящее. Хороший вариант с морем. А потом ребята выбрали себе весьма интересный вариант мотивации. И раз он помог, то значит удачный. Я всегда говорю, что в психологии важна эффективность. Если метод работает, значит, стоит попробовать.

В завершение нашего разговора Ульяна еще раз подчеркнула важность анализа в спорте. В своей практике специалист часто слышит «Спортсмен отлично подготовлен, но не уверен в себе».  И, по словам спортивного психолога, так как соревнования проводятся не по уверенности в себе, то в причинах нужно разбираться. Например, тренер может решить эту проблему, давая своему подопечному больше вариантов действий на тренировках.  А потом уже требовать полета мыслей. Ведь в спорте, как и в жизни, экспромт возможен только тогда, когда за спиной у тебя есть четкий план действий.

От себя добавлю, что в следующий раз, когда вы, как болельщик будете ругать своего любимого спортсмена за неверное действие, подумайте, а мог ли он поступить иначе? Знал ли он, как вести себя в той или иной ситуации? Ведь самые талантливые «свободные художники» в спорте всегда уходят из зала последними. Потому что даже им нужно быть уверенным в своей свободе.

Для справки:

Ульяна Юрьевна Пашкова

Должность: педагог-психолог

Высшая квалификационная категория

В 2003г. закончила ОГУ по специальности «Психология», специализация «Клиническая психология»

2002 - 2008 гг - педагог-психолог Орловского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних,

2003  - 2013г г - старший преподаватель кафедры общей и возрастной психологии ОГУ.

С 2010г. работает в ДЮСШ «Орел-Карат».

2012-2014 гг проходила обучение по направлению «Спортивная психология» по программам курсов и научно-практических семинаров Лаборатории физической культуры и практической психологии (ВНИИФК, г.Москва).

В 2016г. окончила аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».

Комментарии

Добавить комментарий