Репортажи

Панфилов: «Посидеть в бане с задачниками за шестой класс – отличная тренировка мозга!»

Панфилов: «Посидеть в бане с задачниками за шестой класс – отличная тренировка мозга!»


О «Заре», психологии и вестибулярном аппарате

Спортсмены – люди активные.  В период карантина, они, как и все вынуждены осесть дома. Как с этим справляется двукратный Чемпион России, победитель Первенства России по картингу Леонид Панфилов?

- Чем сейчас занимаешься? Твой дебют в кольцевых автогонках отложен…

- Ой, дел много! Достраиваем второй этаж к картинг-холлу, к примеру. Туда симулятор переедет. И может быть у меня кабинет появится *смеется*. Тренировки не бросаю, форму поддерживаю.

- Расскажи о симуляторе подробнее

- Что-то вроде тренажера. Сейчас симулятор стоит дома. Я на нем от силы час проехал всего. А накатываться нужно – впереди Чемпионат России. Нельзя по трассам – будем в «виртуалке» гонять. Пока разрабатывается формат проведения соревнования. Но я в «виртуалке» такой себе гонщик. А там такие профи! Я пока долго на нем не могу – укачивает. Вестибулярка отказывается принимать. Мозг знает, как поведет себя машина в той или иной ситуации, но симулятор этого не передает. Я влетаю в поворот, жду реакции, а ее нет! У Шумахера была такая же проблема. Он вообще не мог на симуляторе ездить. Картинка на тебя надвигается, ты едешь в картинке, а не предметы двигаются. Из-за этого происходит такой диссонанс. Решение есть - отключиться и играть как в «игрушку». Только тогда это получается. Хочу попробовать виртуальные гонки, понять – каково это.

- Как он у тебя появился?

- Мой первый старт в Чемпионате России по кольцевым автогонкам должен был пройти в Сочи 8-9 мая. Сейчас там все закрыто, никаких стартов не предвидится. И естественно, чтобы хоть как-то выучить трассу требуется симулятор. Потому что после него ты, выезжая на трассу уже хотя бы знаешь какой за каким поворотом следует. Где он закрытый, где открытый, где стена, где что. Мне с симулятором повезло. Его отдал на пользование близкий друг - Данил Проненко. «Ехал» симулятор долго, из Одессы. В разобранном виде его на таможне принимали за военный объект! Собирал его недели полторы. Первый раз собрал, смотрю, частей слишком много осталось. Я к Гуглу за советом. Дальше – собрал все, думаю, а с чего программа сама прогружается? Звоню Дане. Говорит, должен быть системный блок. Потом оказалось, что он был где-то потерян при переезде. Заморочился, сам собрал системный блок, с супервидеокартой под три монитора.

- А сколько нужно времени, чтобы выучить трассу?

- Трасса в принципе учится легко. В зависимости от рельефа, связок. Мы когда в ралли кроссе ездили, распечатывали карты, садились в онборды (бортовые самописцы на гоночных машинах - прим.авт), представляли трасу, обрисовывали в голове. Подписываешь особые пометки: дерево, кустик, кочка. Ну не знаю, за пару дней трасса выучивается. В симуляторе еще быстрее. Час где-то.

- В твоей спортивной карьере случались переносы, отмены стартов?

- Было. В 2010 году, когда торфяники горели. Мы приехали на четвертый этап Чемпионата России по картингу. Отъездили день тренировок. Дело было в Подмосковье, непосредственной близости от всего этого. Дышать было сложно. Когда едешь по трассе, выходишь на прямую, а конца прямой не видишь. Два дня тренировались и в итоге этап перенесли. Кажется, на октябрь. Был на гране переноса и этап чемпионата России в Ростове-на-Дону в 2013 году. В первый день выпало снега сантиметров 15. Его расчищали, а он снова падал. А было начало апреля. Пришла отрицательная температура и мы дней пять ждали, пока там все более-менее восстановится. Сейчас же, если все будет двигаться так и дальше, то, возможно, мы всего проведем 1-2 гонки в сезон. Потому что европейские календари уже отменяют старты. Там все гораздо сложнее – они вообще дома сидят.

- Тяжело жить ожиданием?

- Вообще нет *смеется* Я даже вздохнул с облегчением, когда объявили о переносе. У меня толком не было межсезонья. Я жил из гонки в гонку. Да и потом мы же сезон все-таки начали. Зимой. Проехали в Тольятти «Гонку чемпионов», «Гонку директоров», «Гонку губернаторов». У меня даже есть подарок от губернатора Пензенской области – часы завода «Заря».

- Ого! За что?

- Идет гонка. Заезд за выход в четвертьфинал. Губернаторы пилотировали, мы – пилоты «Лада спорт» – были штурманами. На втором круге мы с Иваном Александровичем (Белозерцевым – прим. авт) выпрыгиваем с трамплина. С него надо оттягиваться до наружного борта, касаться, а потом на разгон на спуск. Мы выпрыгиваем, но не оттягиваемся к наружному, а едем вдоль внутреннего. Я понимаю, что с такой скоростью мы влево не попадем, а поедем прямо. А там обрыв. Мы едем в трассе, но при таких условиях дальше мы в нее не попадем. Дергаю ручник, складываю. Все нормально. А на него какой-то прямо азарт напал! Он открывает газ, бьет во внутренний бруствер. Мы взлетаем в свечке. Нас в воздухе разворачивает, мы падаем на мой бок. У нас вместе с кузовом складывается и каркас безопасности. Он достает до меня, я ударился головой. Мы скатываемся, у нас не сработал противоотливной бак – видимо подмерз. На нас начинает литься бензин. Я спокойно отстегнулся, его вытащил. У него паника. Я ему «Все нормально, все уже случилось». После этого он выиграл заезд за 3-е место. По итогам этого корпоратива стал третьим. Счастливый! Часы подарил *смеется*

- Ты отмечал, что поддерживаешь форму. А что вкладывается в понятие «форма гонщика»?  

- Как и для любого спортсмена - физическая кондиция. На сколько ты выдерживаешь те нагрузки, на сколько восстановилась скорость мышления, скорость принятия решения. Надеюсь, что Курск откроят в ближайшее время. Как только откроют – буду набирать форму на гоночной технике.

- С телом понятно. А как же мозг?

- Одноколесный велик, жонглирование. Жонглировать получается не очень, но я себя заставляю. Все это стресс для мозга. Когда готовились к тестовым заездам на автомобиле «Феррари», одним из этапов подготовки была адаптация организма к высоким температурам. В кокпите (место для рулевого – прим.авт) температура средняя 50-60 градусов. И перед гонками в бане с задачниками по математике за 6-7 класс сидели. Сидишь, решаешь. Когда мозгу некомфортно, он может сосредотачиваться на чем-то одном

- Сейчас многие боятся самоизоляции, потому что якобы дома делать нечего. Согласен?

- Есть пословица «У мрачного веселье скучно у веселого и скука весела». Все от человека зависит: если он скучный, то, конечно, ему будет нечем заняться. Если он чем-то заинтересован, то он найдет чем заняться. Да сложилась такая ситуация. Это вводные, которые нельзя изменить. Ок, посадите меня дома. У меня есть симулятор, им бы плотнее занялся. Книги бы начал читать наконец! *смеется*. Я тут приболел как-то, нужно было посидеть дома. Я этот день и не заметил. Он прошел быстрее, чем обычно. Ок, у меня свой дом, там всегда найдется что сделать: там прикрутить, там приклеить, там исправить.

- Что из книг посоветуешь?

- Читаю много психологии. Спортивные книги. Часто приходится искать ответы на те или иные ситуации. Это прежде всего по технике. Вот недавно читал по работе с подвеской. Там описано то чувство, которое ты испытываешь при изменениях настройки. Ты вроде бы знаешь, как оно бывает, но нет четкого убеждения. А тут человек 10 лет книгу писал. Она на английском написана, так что в двойне сложнее. Но читаю без переводчика, только незнакомые слова выписываю. А из психологии… У меня несколько раз были ситуации, когда уходил в некое подобие медитации. После него не помнил этот момент, а значит не мог и общую картину гонки проанализировать. Честно, начал думать, что со мной не так. Почитал. Оказывается, наш мозг настолько заточен под решение задачи, так что у него не остается ресурсов под его запоминание. И освобождает себя для того, что ему действительно нужно.

Комментарии

Добавить комментарий