Репортажи

Зинаида Юдович: «Дух человека – быть Человеком.

Зинаида Юдович: «Дух человека – быть Человеком.


Даже когда хромаешь»

О том, как связано настроение и неврологические болезни, почему русскому человеку не обязательно ходить к психологу поговорили с заведующей психоневрологического отделения НКМЦ им. Круглой Зинаидой Юдович

Первый раз наша героиня переступила порог Детской областной больницы 38 лет назад. В институт в тот год юная Зинаида не поступила и устроилась работать санитаркой. Но подготовку к институту не бросила. Через год Зинаида Юдович поступила на «лечебный факультет» и уехала учиться в Курск

Специальность «детский невролог» нашла нашу героиню сама. Да, в документах ее нет, но лечить детей было нужно. А в Орловской области особенно. «Помню, в год, когда я пришла работать, Екатерине Ивановне (Грушко – бывшая заведующая отделением) исполнилось 40 лет. Пришла 1 августа, а 20 отмечали ее день рождения. И вот с тех пор, а это уже 37 лет, у меня одна запись в трудовой книжке», - вспоминает Зинаида Юдович

- Не жалеете?

- Нет! Любовь к детям я передала по наследству. Дочь закончила лечебный факультет «второго меда» и теперь работает детским врачом

- С каким настроением вы приходите сюда? 37 лет - немалый срок...

- Настроение бывает разным. Зависит как дела дома, сколько больных, насколько вчера устала. Не скажу, что всегда прихожу с улыбкой. Но здесь забываю обо всём, «окунаюсь в работу». Потом выныриваю. Иногда в четыре часа, а иногда и в семь. Домашние не звонят в это время. Знают что бесполезно.

- Как думаете, кого сложнее лечить: детей или взрослых?

- С точки зрения неврологии есть истина о том, что ребенка лечить сложнее. Взрослый может четко сформулировать свои жалобы, рассказать что, где и как болит. Дети порой этого лишены. Диагноз ребенку порой приходится ставить, наблюдая за тем, как он общается, играет, кушает. Но я себя со взрослыми пациентами не представляю

- Для типичного обывателя неврология, психиатрия, психология – это где-то рядом. А что на самом деле?

- Некоторые болезни идут на стыке неврологии и психиатрии. Есть и чистая психиатрия. К ним можно отнести умственную усталость или шизофрению. Эти заболевания мы не лечим. Есть заболевания пограничные, «неврозы». Они шифруются по нашей классификации, как психические заболевания. При этом это дети с нормальной психикой, с нормальным интеллектом. И совсем необязательно, что у ребенка с таким заболеванием проблемы в семье. Всё там может быть вполне нормально. Если стоит вопрос о лечении, то они должны лечиться у нас в отделении.

- Психиатр, психолог.… Некоторые боятся этих слов как огня.

 - Увы, да. Приходится иногда уговаривать сходить на прием к психологу. Считается, что если назначена консультация психолога, то у ребенка подозрение на полную неадекватность. Но психолог, просто побеседовав с ребенком, может «выцепить» истинный корень проблем. Более того, не стоит забывать и про известное понятие «психосоматика». Развитие болезни иногда начинается с невротических проявлений, стрессовых ситуаций, переутомление, перегрузки в школе. Сначала это какая-то банальная бессонница, а потом начинает болеть сердце, голова….

- Как говорит моя бабушка «комок нервов по телу ходит»...

- Да-да. Но если это не лечить вовремя, то у таких людей потом повышается давление, начинаются дисфункции желудочно-кишечного тракта и многое другое. Кстати, чаще всего такое проявляется у женщин.

- То есть верна поговорка «все болезни от нервов»?

- В общем да. То, что неврология – королева всех медицинских специальностей я согласна.

- Целенаправленно наши люди к психологу не ходят. А в школе он нужен?

- Мне кажется, что да. Особенно в начальной. Сейчас достаточно много детей, у которых есть трудности с адаптацией. К примеру те, которые не ходили в детский сад. Для таких детей школа – большой стресс. И поэтому, если бы школьные психологи могли бы приходить на родительские собрания, присутствовать на уроках и смотреть, как и кто из детей себя ведет – было бы лучше. Но я думаю, что все-таки в каких-то школах психологи есть. Да, они может быть не такой квалификации, как необходимо. Но такое бывает в любой профессии.

-  Как сделать «модным» поход к психологу? И необходимо ли?

- Тут надо вспомнить о нашем русском менталитете. Что делает девушка, когда у нее неприятности с молодым человеком? Правильно, звонит подруге. Русскому человеку психолог не очень нужен, у него подруга есть *смеется*. Кто такой психолог? Человек, который тебя выслушает и при необходимости поправит. Этого иногда бывает достаточно. Редко, но помогает. Европа, Америка давно погружены в современную жизнь в самом плохом смысле слова. Там никто никого не выслушает, потому что попросту нет времени. У нас так во  больших городах. Людям некогда собраться вместе, поужинать. Дефицит общения дома заканчивается тем, что человеку нужен психолог.

- А дети?

- А кто их слушает? Особенно сейчас, когда родители заняты исключительно зарабатыванием денег. Раньше такого не было. Вот приходит мама с ребенком и говорит, что может к нам лечь только во время отпуска. А это же не обязательно, так как мы даем больничный лист. А «больничные» никому не нужны – на работе их или не оплатят, или вообще будут претензии. Дети поглощены «гаджетами». Говоришь ему «Зачем ты сидишь у телевизора ? Иди на улицу, поиграй!». Половина говорит, что не с кем, так как никто не выходит. Другие с друзьями играют, но исключительно в сетевые игры, не выходя из-за компьютера. Замечено, что у нас немало детей, который в принципе могли бы и не ложиться в больницу, а пройти курс лечения на стационаре. Но они между собой договариваются и вместе поступают сюда. Нам они не говорят, но мы-то видим все. Для них это как пионерский лагерь с лечением.

- Получается, что  психологические проблемы – корень неврологических проблем?

- Далеко не всех. И не половины. Может быть трети. Если у подростка – это психосоматика, но у маленьких детей – это нарушение общего, речевого развития. Инфантилизм, отсутствие школьной зрелости к семи годам. Вот здесь как раз нужно серьезно работать.

- День защиты детей – он о чем?

-Все акции и даты, которые направлены на улучшение жизни детей важны. Если взять наше отделение, то у нас все сложно в плане возраста. У нас лежат дети от 1 месяца, до 18 лет. В режиме трудно, в количестве микробов. В неврологии много хронических болезней, которые должны здесь находиться какое-то время. Иногда это дети из трудных семей. Это ужасно, но иногда ребенку в больнице лучше, чем дома. И поэтому они выписываться не хотят. Не хотят в школу, не хотят учиться, не хотят контроля. Расти не хотят. Есть в неврологии прогрессирующие заболевания. И семьи это знают. Но справляются дети с проблемами по-разному. Есть дети-борцы. Ему 1,5 года, а он борец. На многое готов: терпеть боль, трудиться. Такие дети достигают результатов. А есть дети с несерьезными заболеваниями, но собраться никак не могут. Поэтому здесь стоит говорить о том самом «духе». Дух человека – быть человеком, даже когда ты хромаешь. 

Комментарии

Добавить комментарий