Туризм

Савушкин: «Туризм – лакмусовая бумажка развития региона»

Савушкин: «Туризм – лакмусовая бумажка развития региона»


Финалист всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» Игорь Савушкин - о конкурсе, коронавирусе и возможностях Орловской области. 

- «Мастера гостеприимства» — это о чем?

- Цель конкурса – перезагрузить понятие «гостеприимства», найти лидеров в продвижении этого понятия в стране, сделать сферу более привлекательной для работы. Мы с супругой участвовали в конкурсе прежде всего для того, чтобы посмотреть уровень туризма в регионах и получить поддержку своих проектов. Участие в таких конкурсах – это, прежде всего, знакомства. Сфера гостеприимства – это не индивидуальная, а групповая работа. И чем больше у тебя понимание текущей ситуации - тем более в выигрышном положении ты находишься, тем тебе проще работать. Конкурс проходит девятью полуфиналами. Среди них – этап в Туле, где мы, собственно, и были. Я представлял проект по строительству парка интерактивных аттракционов в парк-отеле «Мечта». С супругой представляли проект по строительству кэмпингов повышенной комфортности на территории Орловской области в городе Новосиль для участников сплавов и велотуров, собственно, которыми мы и занимаемся

- На каких туристов ориентирован проект «Сафари-тур»?

- Наша компания работает в двух направлениях. Их объединяет одно – активный отдых. Первое направление – сплавы и велотуры. Этим мы занимаемся уже 10 лет. К нам приезжают и местные жители, и жители соседних регионов. Очень много москвичей. Семь лет подряд у нас бывает семейная пара из Кирова. Они уже нам как родные стали! Второе направление – парк развлечений в Парке-отеле «Мечта». Веревочный парк раньше стоял в Орле, позже переехал в «Мечту». В этом году мы планируем там строительство в нем новых аттракционов.

- Как на ваш взгляд, почему в России жители малых городов и регионов либо не путешествуют внутри региона и соседних, либо делают это крайне мало?

- А они не так уж и мало путешествуют! Единственное, что они чаще всего едут в свою деревню или на дачу – на это приходится более половины своих передвижений. Туризм – это лакмусовая бумажка для изучения благосостояния населения и общего уровня развития регионов. Туризм развивается там, где все хорошо, безопасно, красиво и ухожено. И жители, у которых нормальный достаток, чтобы полностью обеспечивать свои нужны – они готовы тратиться на путешествия.

- Про деревню – и грустно, и смешно. Среди моих знакомых есть такие, которые при одном упоминании о туризме по России саркастически улыбаются. Им интереснее «горящая Турция» …

- В Турцию много раз не ездят. Один – два раза в год максимум. В России же очень много природных достопримечательностей. Если брать наш центральный регион, то здесь эконом-класс. Люди еще «не наелись золотых унитазов». Им подавай «ультра все включено». А в остальное время они заменяют такой отдых активным отдыхом «дома»: походом за грибами, поездкой на рыбалку. В принципе, это тот же самый экологический туризм и возможно один из вариантов развития всего туризма в России. Наши люди любят ездить «самостоятельно». Но даже при таких поездках на природу сейчас они хотят комфортный туалет и душ.

- Орловская область сейчас в общем привлекательна для туристов?

- Если среднестатистическому жителю любого региона ЦФО завязать глаза и переместить из его родного региона в другой, он далеко не сразу поймет, что что-то изменилось. Области в центре России - все плюс-минус одинаковые. Говорить о природной уникальности здесь практически нереально. Что нужно для «рывка»? Оказание качественных услуг – люди едут за эмоциями, впечатлениями. Им нужно гостеприимство. Необходимо создание инфраструктуры. С другой стороны, если брать экологически активный отдых, то здесь большая инфраструктура без надобности. Мне кажется, что эта тема туризма в Орловской области актуальна. У нас немного предприятий в регионе. Создать сеть кемпингов с единым стандартом проживания, питания и качественных услуг. Обязательно наличие комфортных санузлов, питания из деревенских и фермерских продуктов. И чтобы комплекс питание, проживание, досуг стоил не дороже трех тысяч.

- Точки притяжения в Орловской области для любителей экологического туризма?

- Экологический туризм прежде всего развивается в национальных парках. В Орле есть «Орловское полесье». Явный лидер. Мы там проводим лыжные туры в зимнее время. Есть там большое количество домиков для отдыха. Экологический туризм – наш профиль. Мы проводим сплавы по реке Зуша. Город Болхов – красивый, интересный город. Зеленый. В черте Орла большой популярностью жителей пользуется Медведевский лес.

- Чтобы развить туризм в малых городах эти самые малые города должны держаться вместе. Согласны?

- Туризм – многоуровневое, многопрофильное мероприятие. Один турист дает работу полутора десяткам смежных профессий. Каждый должен заниматься своим делом, своим направлением. Только так получается качественный продукт. Что до туризма - на один объект никто надолго не поедет никогда. А если будет несколько объектов, расположенных в разных городах, соединенных между собой маршрутами, то люди обязательно обратят внимание на такую услугу. Любое пакетное предложение всегда выигрышнее, чем что-то единоличное.

- Как повлияет коронавирус на развитие туризма?

-Коронавирус, как и любая другая проблема, не очень хорошо будет действовать на развитие туризма. Сейчас множество туроператоров банкротятся из-за серийной отмены поездок. Это вкупе с несовершенством законодательства скорее всего убьет какую-то часть турбизнеса. Но для тех, кто выживет, станет легче дышать. Так работает любой рынок при любом кризисе.

- А какие конкретно несовершенства в законодательстве мешают работать?

- Начнем с того, что ныне существующий в России закон о туризме прописан больше под выездную его форму. А мы развиваем внутренний туризм и въездной. Те понятия, которые были актуальны в 1996-м году сейчас совсем не актуальны. Сейчас в законе отсутствует понятие «форс-мажора». В 2000-х его исключили. Это как раз и банкротит сейчас большинство турфирм. Во всех отраслях бизнеса, да и не только бизнеса, существует понятие «форс-мажор». То есть, при определенных обстоятельствах, как, например, нынешняя пандемия, обязательства могут не исполняться. Вся ответственность сейчас лежит на туроператорах и турагентах. И это позволяет их банкротить и по суду, и всеми законными способами. Важно и то, что у туризма нет своего места в системе государственного управления. Раньше туризм находился в ведомстве Минкульта. В конце прошлого года были изменения и туризм приняли как отрасль экономики и отправили его в министерство экономического развития. По всей стране произошла реструктуризация. Но в некоторых регионах, в том числе и в нашем, туризм так и остался в культуре. Вот и получился дисбаланс. Вертикаль нарушена, взаимодействия нет.

- И все таки есть ли перспективы для развития туризма в России в целом и в Орловской области в частности?

 - Уже само проведение конкурса «Мастера гостеприимства», о котором мы начинали в самом начале, говорит о намерении развивать данное направление как одно из эффективных отраслей экономики. Туризм – это бездымный бизнес, который приносить огромные выгоды тем регионам, где он развивается. И тут важно три составляющих. Создание условий для развития туризма — это задача чиновников, всех уровней. Интерес предпринимателей работать в сфере туристских услуг. Гостеприимство жителей.

- А есть ли примеры?

 - У нас в Болховском районе, в деревне, гостевой дом, где мы проводим велотуры, и другие экологические туры. К нам на выходные, ежегодно приезжают около 200 человек. Это дает постоянную работу двум человекам. С администрацией Болховского района договариваемся об аренде пустующих земель, под дальнейшее развитие. Жители деревни продают свою домашнюю продукцию туристам. Это микробизнес, но позволяет лучше жить в сельской местности. В России пример покрупнее отель Голубино в Архангельской области в 200 километрах от областного центра. У них хорошо стоящее на ногах предприятие. Совместная деятельность с администрацией, заповедником, бизнесом и населением достойна внимания и изучения. Только одна цифра, за год комплекс официально закупает у местных жителей продукции на сумму 8,5 миллионов рублей. Можно долго говорить о том, как развивать сельскую местность, а можно брать и делать, примеров достаточно. 

Фото: личный архив Игоря Савушкина

Комментарии

Добавить комментарий