Туризм

«Упакован» ли Орёл для туристов?

«Упакован» ли Орёл для туристов?


Трендовая тема развития региона

Портал ТурСтат опубликовал ТОП-20 городов для бюджетных поездок осенью. Нашлось в этом рейтинге место и Орлу. О событийном туризме и готовности города к приезду гостей поговорили с начальником отдела кластерного развития НО «Фонда поддержки предпринимательства Орловской области» Сергеем Невструевым.

- «Тропа героев» - одно из немногих мероприятий в Орле, которое подходит под понятие «событийного туризма». У таких мероприятий есть бизнес потенциал?

 - Нужно понимать одно: кто стоит у истоков идеи проведения того или иного события? Есть инициатива власти. В Орле это «Троицкие хороводы», к примеру. А есть мероприятия чисто бизнесовые... Если брать в разрезе России, VK-fest, к примеру. Эти темы сильно разнятся. Мне кажется, хорошее событие возможно только при наличии корпоративного блока. Объясню на примере «Тропы». Предприятия, организации привозят команды и проводят корпоратив на нашей базе. Это вот чистый бизнес. То, что мы продаем билеты на это мероприятие – это такое so-so... Мы разве что «в ноль» выйдем. В то же время мы можем дать заработать фудкорту, проявить себя бизнес-партнерам.

 

- Стратегические планы у «Тропы героев» есть?

 - Нет. Потому что те два года, что мы ее делаем – это уровень «фана». У нас у всех есть основная работа, а это... хобби. Если мы хотим перерасти в отдельный бизнес-проект, то на это нужно делать большой акцент, тратить много времени и сил...

 - А желание есть? Два года прошло, «ребенок» только-только ходить начал

 - Желание всегда есть. Остается вникнуть в это дело, найти какие-то компромиссы. У нас люди, которые делают бизнес  в регионах, понимают, как это нужно делать. Что нужна общая концепция, миссия и прочее, прочее... но многие находятся на уровне выживания. То есть из месяца в месяц в голове сидит задача оплатить аренду, выдать зарплату работникам. Это, знаешь, есть пирамида потребностей Маслоу, а это я бы назвал «пирамидой обязательств».

 - Сейчас есть мнение, что мода на ЗОЖ проходит. Согласен?

  - Нет, она не проходит. Скорее трансформируется. Мало людей, как в Орле, так и в целом по стране, которые «only ЗОЖ». Да, на старте те, кто становятся приверженцами этого образа жизни, отказываются от всего «плохого». Потом через год, полтора они начинают совмещать спорт и посиделки с алкоголем и вредной едой. Вот я вижу, что сейчас такая мода. Все должно быть в меру.

- Весной в Орел из Ярославля приезжала Ольга Лобанова, сопродюсер проекта Городской пикник «Пир на Волге». После общения с ней ты изменил свой взгляд на регион с точки зрения туризма?

 - Я не то, чтобы изменил, скорее я еще раз удостоверился в том, что сложно сделать крупную бизнесовую тему на событийке. Событийка – общая тема для внутреннего туризма. В нее встраивается местный бизнес и либо позиционирует себя как бренд. Они могут заработать на этом мероприятии больше, чем в среднем за год. Что касается делового туризма, то сейчас деловые мероприятия, пожалуй, единственная возможность завлечь в Орел туристов. Потому как Орел не относится к центрам туризма в России.

 - Какая связь между деловыми мероприятиями и внутренним туризмом?

 - Когда люди приезжают сюда на деловые мероприятия, они целенаправленно оставляют себе как минимум вечер на то, чтобы посмотреть город. У нас есть ГРИНН, который регулярно проводит подобные мероприятия различного уровня. И этим можно пользоваться. Но местный турбизнес этим вообще не пользуется. Руководство ГРИННа разрешает присоединяться к мероприятиям: ставить рекламные стойки на ресепшн, вывозить гостей на экскурсии. Эта аудитория, которая не «холодная», а «горячая». Они уже здесь, они уже приехали. Они хотят посмотреть город, но у них нет четкого плана, как это сделать. А вот тут их можно взять, «раскрутить» и показать, как это можно сделать... Тут все зависит от бизнеса, наверное.

 

- И почему все так? Твоя версия...

 - К нам вот приходят, говорят «Хотим раскрутиться, чтобы к нам из Москвы ехали». Пожалуйста, к вам уже приехали из Москвы. Я считаю так: да, реклама всякая важна. Но для меня, как для туриста важен «сарафан». Если мне друзья расскажут, что там, где они были круто, я на это больше поведусь, чем на рекламу в интернете, которая таргетируется исключительно на меня. Я не могу учить бизнес как работать. Я просто вижу, что такая ниша есть. Я пообщался с руководством ГРИННа, я это обозначил бизнесу... Видимо, здесь опять приходим к тому, что бизнес у нас живет от месяца к месяцу, поэтому думать о каких-то стратегических планах, хотя они и лежат на поверхности им некогда.

 - А если вести речь не о бизнесе, а о госучрежднениях? Тех же музеях. Они выходят с вами на конкакт?

 -У меня ощущение, что сотрудники наших музеев своим мышлением застряли где-то в СССР. Им всем должны. Они на всех совещаниях вспоминают, как им автобусами людей привозили. Ок, это был Советский союз, но сейчас этой страны нет. Нет перестройки мышления на рыночную экономику. Вообще, на самом деле наши музеи – это скука. Я засыпаю на первых пяти минутах экскурсии. Как решают такие вопросы в Европе. Привлекают к сотрудничеству бизнес. Есть здание музея, на крыше которого крутейшая обзорная площадка. Там можно кофе попить, просто потусить. И люди, чтобы попасть на эту площадку проходят через музей. Своего рода нативная реклама.

 - Кто должен заниматься таким «перепрофилированием» в музеях?

 - Абсолютное большинство наших музеев находится в ведении управления культуры. Вот уже несколько лет их бюджет – ноль. Музею необходимо войти в федеральную программу, только тогда они получат какие-то деньги на определенные цели. Бюджет Орловской области деффицитный, поэтому всегда тема, связанная с культурой и туризмом отходит на второй план. Наверное, это и правильно. Есть более важные социальные нужды, на которые необходимо направлять деньги. Создавать частные музеи в регионе, где нет общей концепции позиционирования... ну я не знаю... Хотя у нас есть музей кукол...

 - А как же «третья литературная столица»?

 - Ну она же не первая? Ну да, ну ок. Третья, пятая. Да пусть хоть двадцать пятая... Я вот, к примеру, находясь в Москве, если захочу сделать себе литературную поездку – отправлюсь в Питер, а не как не в Орел... Позиционирование есть у Тулы. Это оружейная столица. Не третья, а единственная.

- Сколько уже разговоров было про бренд Орла, но ведь по сути его так и не создали...

 - Было слишком много мнений. Здесь нужно, чтобы кто-то взял на себя ответственность и сделал это. Демократия здесь не работает. Нужно, чтобы кто-то встал и сказал «Это будет так». И начал это «крутить» дальше... В него будут кидать палками. Но без революции не обойтись. К сожалению, невозможно сделать такой бренд, чтобы всем нравился. На текущий момент такого человека нет, который бы за это взялся.

 - Продукт «Орел» - упакован для представления гостям?

- Вообще нет. Упаковка начнется только тогда, когда пойдет разработка бренда. Но кто возьмется за это?

 - Власти?

- Может быть и да. Кто-то должен взять на себя эту ответственность. Повторюсь, демократия тут не пройдет. Можно создать ее видимость, незаметно поселить нужную идею в нужных головах. Голосования не работают. Как люди голосуют? Как толпа. Если у них и есть свое мнение, которое различается от вех – они боятся его высказать. Они не хотят быть ответственными за то, что сказали. Тут нужен узкий круг людей.

 - В Орле вся эта история сдвинется с мертвой точки когда-нибудь? 

- Да. Но должно еще одно поколение смениться. Того поколения, что во власти сейчас. Только тогда может что-то изменится. 

Комментарии

Добавить комментарий